МПГУ - ЛИДЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Сегодня сильная научная составляющая педагогического образования востребована не только в педагогической среде, но и в других отраслях высшего образования и в науке в целом. Поэтому закономерно возвращение в 1990 г. головному педагогическому вузу страны статуса университета. МГПИ был преобразован в первый в России и мире педагогический университет.
В настоящее время в структуре МПГУ:
- 26 зданий в 5 округах г. Москвы;
- 6 филиалов в городах: Брянск, Краснодар, Новосибирск, Ульяновск, Снежинск, Челябинск;
- 18 факультетов;
- 106 кафедр;
- аспирантура и докторантура по 17 отраслям наук и 62 научным специальностям;
- межфакультетская творческая лаборатория;
- подготовительные курсы;
- факультет дополнительного педагогического образования;
- Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов (в составе которого):
Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
Факультет переподготовки специалистов по дефектологии;
Факультет профессиональной переподготовки;
Факультет переподготовки специалистов по практической психологии
- 14 учебно-научных центров;
- научно-исследовательская лаборатория «Психология способностей»;
- Центр информационных педагогических технологий;
- Информационно-аналитический центр по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности;
- НИИ комплексных проблем непрерывного педагогического образования;
- НИИ дидактики высшего образования;
- 6 общежитий;
- 4 агробиологические станции в Московской и Калужской областях;
- Около 30 000 обучающихся;
- более 50 научных школ;
- 32 докторских совета по 68 научным специальностям;
- Издательство «Прометей»;
- Типография;
- Подготовлено свыше четверти миллиона педагогов и специалистов, 30 тысяч научно-педагогических кадров высшей квалификации для образовательных, научных и культурных учреждений России и более чем 100 стран мира;
- В МПГУ учились представители около 70 педагогических династий из всех округов г. Москвы; общий педагогический стаж представителей некоторых династий составляет от 100 до 500 лет.
На всех этапах своего существования МВЖК - 2-й МГУ - МГПИ им. В.И. Ленина - МПГУ реализовывал стратегию университетской подготовки педагогов и других специалистов, в основе которой лежит принцип фундаментальности образования, обеспеченный интеграцией научной деятельности, учебно-воспитательного процесса и реальной практики образования, экономики, социальной сферы, культуры.
Магистральный путь реформирования современной системы отечественного образования пролегает через разработку новой концепции содержания образования. Над этой задачей трудятся и ученые педагогического университета. Для развития научных исследований и проектных разработок в этой области в структуре МПГУ создан НИИ дидактики и психологии высшей школы. Создание подобного НИИ - событие особого порядка, т.к. впервые за всю историю МПГУ в его структуре появилось крупное, самостоятельное научно-исследовательское подразделение для разработки теоретических и прикладных проблем дидактики и психологии высшего образования. Тем самым сделан новый шаг по пути превращения МПГУ в общегосударственный центр психолого-педагогических, методических и методологических исследований развития высшей школы, российского образования в целом.
Научно-педагогический потенциал университета позволяет вести подготовку кадров по самому широкому спектру специальностей и направлений. В соответствии с лицензией образовательная деятельность в университете ведется по 156 образовательным программам высшего, послевузовского и дополнительного образования по шести профилям: Естественные науки и математика, Гуманитарные и социальные науки, Образование и педагогика, Культура и искусство, Экономика и управление, Информатика и вычислительная техника.
Университет стоял у истоков многоуровневого образования в России, одним из первых открыв в 1992 г. экспериментальную подготовку бакалавров и магистров образования.
В числе первых вузов страны МПГУ начал осуществлять элитную подготовку магистров, что позволило значительно углубить научно-исследовательскую и научно-педагогическую составляющие учебного процесса, решать проблему подготовки кадров для профильного обучения и высшей школы. В университете сегодня реализуется 19 авторских магистерских программ по различным направлениям.
Развитие научных школ университета, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала создало предпосылки для ведения подготовки студентов по образовательным программам непедагогического профиля: 19 специальностям и 7 направлениям подготовки бакалавров и магистров.
В числе первых 10 технических и классических университетов МПГУ включился в эксперимент по подготовке кадров по специальности Информационные технологии в образовании.
С благословения Почетного профессора МПГУ, Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на ряде факультетов и в аспирантуре открыта новая дополнительная образовательная программа - изучение русской православной культуры. Учебные курсы, посвященные русской православной культуре, опираются на глубокие православные традиции университета, представители которого всегда уделяли большое внимание проблемам духовности и культуры. Университету представляется крайне важным возврат к традициям и обращение к духовно-ценностным приоритетам русского православия.
МПГУ сегодня - крупный научный, образовательный и культурный центр федерального и международного значения. Сложившаяся система организации научно-исследовательской деятельности характеризует университет как крупный учебно-научный комплекс. На протяжении всей своей истории МПГУ славился своими преподавателями, среди которых было немало известных ученых, организовавших свои научные школы и воспитавших не одно поколение учеников. Несмотря на непростые условия, МПГУ удалось сохранить и продолжать развивать свои научные школы, многие из которых отметили 50-летие. В МПГУ зарегистрировано более 50 научных школ, основоположниками и продолжателями которых являются ведущие ученые вуза. В МПГУ сложился квалифицированный научно-педагогический коллектив, объединяющий преподавателей с богатым практическим, научно-исследовательским и консультационным опытом работы в своих областях. В настоящее время свои знания и опыт передают новым поколениям педагогов более 3000 человек. Среди сотрудников университета - академики и члены - корреспонденты РАН и РАО, лауреаты Государственных премий, премий Президента РФ и Правительства РФ, заслуженные деятели науки РФ, заслуженные работники высшей школы РФ, заслуженные работники культуры РФ, заслуженные деятели науки и техники РФ, заслуженные и народные артисты РФ. В МПГУ ВАК утверждены и принимают к защите диссертации 32 докторских совета по 70 научным специальностям, в которых ежегодно защищают диссертации около 500 соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук.
В 2004 г. университет стал первым и единственным педагогическим вузом России, аккредитованным как научная организация наряду с такими вузами, как МЭИ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ученые университета активно участвуют в разработке научных проблем по приоритетным для развития российской науки направлениям в тесном сотрудничестве с учреждениями РАН и отраслевыми научно-исследовательскими институтами. Такое взаимодействие осуществляется с 50 институтами и учреждениями РАН, РАМН и РАСХН и 16 институтами и учреждениями РАО. Активно функционируют структуры послевузовского и дополнительного образования, довузовской подготовки. Еще в 1968 г. в числе 50 институтов МГПИ, единственный среди них педагогический, был отнесен к категории вузов, выполняющих важнейшие научно-исследовательские работы в СССР.
В целях реализации концепции непрерывного образования, обеспечения интеграции науки и учебно-воспитательного процесса при университете аккредитованы 24 образовательных учреждения общего среднего образования, осуществляются программы сотрудничества с 14 учреждениями среднего профессионального педагогического образования.
Факультеты МПГУ сотрудничают с 400 образовательными учреждениями Москвы, на базе которых профессорско-преподавательским составом проводится учебная, методическая, воспитательная, профориентационная, научно-исследовательская и экспериментальная работа. Приоритетным направлением в этом виде деятельности МПГУ является работа со школами, которые после нескольких лет плодотворного сотрудничества получают аккредитацию при МПГУ.
Об элитном уровне профессиональной подготовки в университете свидетельствуют достижения его выпускников, которые в течение последних 10 лет неизменно становились победителями и призерами конкурса профессионального мастерства «Учитель года».
Интерес к вузу как крупнейшему научно-исследовательскому центру проявляют выдающиеся ученые современности. Университет посетил академик РАН Ю.В. Гуляев.
Ярким событием в жизни университета стала состоявшаяся 17 мая 2002 г. встреча студентов, преподавателей и членов Ученого совета университета с лауреатом Нобелевской премии, вице-президентом РАН Ж.И. Алферовым.
30 марта 2006 г. в Главном корпусе МПГУ состоялась встреча Вице-президента РАН, академика Н.П. Лаверова с представителями научно-педагогической общественности университета, авторами школьных и вузовских учебников - лауреатами премий Президента и Правительства Российской Федерации.
Подготовка научно-педагогических кадров в МПГУ началась с 1930 г. и ведется в настоящее время по 17 отраслям наук и 62 специальностям под руководством крупных ученых - докторов наук, профессоров, среди которых действительные члены и члены-корреспонденты РАН, РАО, заслуженные деятели науки, лауреаты государственных премий. Ежегодно подготовку к научно-педагогической деятельности в МПГУ проходят более 1800 человек. Достижения ученых университета вносят существенный вклад в современную науку, теорию и практику, поднимают престиж отечественных научных школ.
В области академической политики МПГУ сохраняет свои позиции лидера педагогического образования, авторитет которого неизменно привлекает молодежь. В последние годы происходит постоянный рост популярности университета и престижа учебы в нем. В условиях достаточно острой конкуренции между высшими педагогическими учебными заведениями Москвы в университете сохраняется тенденция увеличения числа абитуриентов, желающих получить профессию педагога. Несмотря на то, что в Москве работает несколько городских педагогических вузов, конкурс абитуриентов в наш всероссийский педагогический университет составляет в среднем 3-4 человека на место, а на ряде факультетов - 15-22 человека. Почти каждый четвертый поступивший в МПГУ имеет медаль или аттестат с отличием.
Ежегодно вуз выпускает около 3000 специалистов с высшим образованием, 30% из которых получают диплом с отличием. Формированием учительского корпуса МПГУ оказывает свое воздействие на состояние образовательной системы страны, играя важную роль в направлении выпускников педвуза не только в столицу, но и в регионы как проводников новых педагогических и методических идей. Это требует постоянного поиска новых форм организации и содержания учебного процесса, периодического уточнения профиля выпускаемых специалистов, разработки индивидуальных учебных планов по специальностям, которые, с одной стороны соответствовали бы государственному стандарту в области педагогического образования, а с другой, используя интеллектуальный и научно-педагогический потенциал профессоров и преподавателей головного педвуза страны, создавали бы условия для более глубокой педагогической, специальной и гуманитарной подготовки специалистов столичного вуза.
В 1992 г. решением Ученого Совета университета было учреждено звание «Почетный профессор МПГУ». Первыми этого звания удостоились доктор филологических наук, профессор Н.П. Михальская и профессор Е.А. Щегольков. В последующие годы этого звания были удостоены уважаемые профессора, много лет проработавшие в университете и подготовившие целую плеяду талантливых учеников. Почетными профессорами были избраны научные, общественные и политические деятели, оказавшие большую поддержку университету: Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II; лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН Ж.И. Алферов; губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев; протоиерей отец Георгий (Студенов); ректор Кёльнского университета Тассило Кюппер; профессор Кельнского университета Вольф Дейер Шмидт; ректор Юго-Западного университета им. Н. Рыльски в Благоевграде Чимев Кирилл и др.
Диплом МПГУ ценится не только в России, но и за рубежом, что привлекает в вуз молодежь других стран. Приоритетными направлениями в международной деятельности МПГУ является обучение иностранных граждан и международное научное сотрудничество. Университет известен и занимает достойное место в мировой образовательной системе. Подтверждение этого - целый ряд договоров о сотрудничестве, которые университет заключил с зарубежными вузами Германии, Франции, Чехии, Японии, Бельгии, Болгарии, Польши, КНР, США, Молдовы, Великобритании. За период с 1950 по 2006 гг. университет подготовил свыше 22 тысяч специалистов с высшим образованием, кандидатов и докторов наук для более чем 100 стран мира всех континентов.
МПГУ всегда был и остается вузом, в котором реализуются смелые научные идеи, отрабатываются современные подходы к структуре и содержанию образования. Ученые МПГУ стояли у истоков научного проектирования концепции обновления содержания общего среднего образования. Университет стал родоначальником эксперимента по единому экзамену в школе и вузе, засчитывая выпускной экзамен как вступительный ученикам аккредитованных школ. Центр тестирования, на базе которого проходил эксперимент, создавался и в течение 15 лет работал в МПГУ.
Признанием приоритетной роли МПГУ в объединении усилий педагогических вузов, колледжей и училищ в решении задачи обеспечения отечественной общеобразовательной и профессиональной педагогической школы высококвалифицированными специалистами стало создание на базе МПГУ Всероссийского Совета по педагогическому образованию, обширное поле деятельности которого заключается в решении ключевых вопросов педагогического образования, ведении работы по совершенствованию нормативно-правовой базы педагогического образования, решении проблем повышения качества подготовки педагогических кадров, оказании помощи в изучении и распространении достижений мировой и российской педагогической школы. Для решения глобальных задач в состав Совета вошли ректоры ведущих педагогических вузов, директора школ и педагогических колледжей, представители православной церкви, СМИ, ведущие ученые-педагоги, руководители Министерства образования РФ. Председателем Совета назначен ректор МПГУ В.Л. Матросов.
Говоря о роли педагогического университета в определении стратегии развития высшего педагогического образования, важно отметить, что в последние годы достигнуто значительное объединение интеллектуальных сил работающих на школу вузов в деле реформирования и совершенствования педагогического образования. Значительную роль в этом сыграла деятельность Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования, созданного на базе МПГУ и возглавляемого ректором МПГУ В.Л. Матросовым, которое решало вопросы разработки новых образовательно-профессиональных программ и учебных планов, совершенствования целого ряда основных вузовских и школьных курсов, внедрения нетрадиционных методов оценки уровня и качества подготовки студентов.
Министерство образования определило роль МПГУ как ведущего вуза, осуществляющего созидательную деятельность в важнейших государственных и общественных структурах. Опираясь на свой уникальный опыт, кадровый и научный потенциал, университет принимает активное участие в разработке и корректировке концептуальных государственных документов, определяющих основные пути развития российского образования. МПГУ одним из первых в системе высшего профессионального образования приступил к разработке отраслевых программ развития образования, две из которых утверждены Министерством образования РФ: Программа развития непрерывного педагогического образования до 2010 г. и Программа модернизации педагогического образования России. На базе вуза ежегодно работает авторитетная и представительная комиссия по присуждению премий Президента (до 2005 г.) и премий Правительства РФ в области образования.
На протяжении последних лет МПГУ занимает первое место в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ среди педагогических и лингвистических вузов. Многотысячный коллектив МПГУ гордится тем, что 1 сентября 2001г., первый День знаний нового века и тысячелетия, встречал вместе с Президентом РФ В.В. Путиным. Это - знаменательный факт. Он явился признанием заслуг университета перед Отечеством в деле народного образования, высокой оценкой той роли, какую играет МПГУ в развитии отечественной средней и высшей школы и тех потенциальных возможностей, которые университет может реализовать в будущем. Тот факт, что руководитель страны впервые посетил педагогический вуз и сделал это сразу после заседания Государственного совета, обсудившего концепцию современной образовательной политики России, показывает особое внимание, которое уделяется сегодня подготовке педагогических кадров. Визит Президента РФ в МПГУ пришелся на первый год нового тысячелетия, состоялся на рубеже двух эпох. И это символично. Ведь именно в начале XXI века внимание правительства страны и прогрессивного человечества со всей серьезностью и остротой обращено к важнейшим проблемам образования в целом и педагогического образования в частности, когда укрепление и дальнейшее развитие исторически сложившейся отрасли, формирующей основу кадрового потенциала страны, становится первостепенной задачей государственной важности. Поэтому визит В.В.Путина в университет рассматривается коллективом сотрудников как свидетельство государственной поддержки всей системы отечественного образования. «Именно здесь, - сказал Владимир Владимирович, выступая перед коллективом университета, - задается та высокая планка, которой придерживаются все остальные педагогические вузы страны».
За выдающийся вклад в подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, развитие научных исследований университет награжден двумя орденами - Орденом Ленина и Орденом Трудового красного знамени, грамотами Президиума Верховного Совета СССР; коллектив университета был отмечен благодарностями двух Президентов РФ - Б.Н. Ельцина и действующего Президента РФ В.В. Путина. Университет занял первое место и награжден премией Правительства Москвы за высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными учреждениями; Международный кинофорум «Золотой витязь» наградил МПГУ дипломом «Лучшее высшее учебное заведение России»; в 2005 г. университет получил диплом лауреата конкурса в номинации «100 лучших вузов России» от независимого общественного совета конкурса «Золотая медаль «Европейское качество»; ежегодно МПГУ награждается дипломом Международной выставки «Образование и карьера» за работу с молодежью и вклад в пропаганду образования.
Развитая научно-образовательная структура университета и его высокий кадровый потенциал позволили вести активную экспериментальную деятельность в сфере образования, направленную на определение путей развития системы общего среднего и профессионального педагогического образования.
Еще в середине 80-х годов вуз первым в стране провел эксперимент по организации годичной педагогической практики и продолжает работу по апробации наиболее эффективных форм педагогической практики на базе экспериментальных площадок в аккредитованных школах. МПГУ активно участвует в работе по созданию стандартов школьного образования, подготовке и экспертизе школьных учебников, в том числе для профильного обучения. Только за последние годы инновационная деятельность ученых отмечена 4 премиями Президента РФ в области образования и 11 премиями Правительства РФ в области образования.
Совместно с общеобразовательными учреждениями Москвы и других регионов проводится разработка программ подготовки педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов для решения задачи предшкольного образования. Созданы уникальные программы для преподавания на разных ступенях школы редких иностранных языков.
Университет является лидером системы педагогического образования и ведет целенаправленную работу по созданию государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям. В настоящее время вуз работает над проектами стандартов многоуровневого образования с учетом процессов реформирования образовательной системы страны и Болонских соглашений.
Исторический опыт МПГУ, его мощный научный и кадровый потенциал позволяют обеспечивать устойчивость и динамичное развитие университета, вести активную экспериментальную работу в сфере науки и образования, формулировать новые задачи на инновационных направлениях деятельности.
Подтверждением этому стала в 2007 г. победа МПГУ в конкурсе учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Инновационная образовательная программа МПГУ - «Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы».
Цель инновационной образовательной программы - подготовить высококвалифицированные педагогические кадры нового поколения, востребованные системой образования и мотивированные к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования.
Высокий кадровый потенциал МПГУ, его признанные научные школы, фундаментальные и опытно-конструкторские разработки востребованы как социальной сферой, так и реальным сектором экономики. Так, благодаря закупке уникального технологического оборудования для Учебно-научного радиофизического центра факультета физики и информационных технологий, МПГУ стал единственным педагогическим вузом, который имеет полностью замкнутый технологический цикл разработки и изготовления наноструктур. Результаты научных исследований, технические разработки внедряются в образовательный процесс, на их основе совершенствуются программы для вуза и школы.
Совместными усилиями ученых университета и фундаментальных научных и образовательных организаций страны разрабатываются и реализуются программы опережающего кадрового обеспечения поцессов технологического перевооружения различных сфер производства и инновационного развития социальной сферы. В университете созданы инновационные ресурсные центры, что позволяет качественно изменить технологии учебного процесса и воспитательных мероприятий, а также активно проводить научные конференции и обучающие семинары в сетевом режиме.
Реализация инновационной образовательной программы стимулировала структурные изменения в вузе. Например, начала работу учебно-научная лаборатория «Технологии открытого образования и тьюторского сопровождения» при НИИ дидактики высшего образования, работает Учебно-научный центр цифровых образовательных ресурсов и информационных технологий, сформирована база для открытия отдела мониторинга качества образования, отдела оперативной полиграфии.
В ближайшее время в университете планируется формирование инновационных структур «школа - вуз - реальный сектор экономики - система - система образования». Знаньевая, науко- и технологическиемкая экономика, общество в целом не могут развиваться без внедрения современной инновационной модели образования и, прежде всего, подготовки нового поколения учителей.
МПГУ располагает значительным ресурсным потенциалом, открыт для совместной реализации федеральных и региональных образовательных и социально-экономических программ.
Инновации делают МПГУ по-настоящему современным и востребованным.
Во время своего визита первый вице-премьер Правительства РФ Д.А. Медведев отметил, что богатейший опыт МПГУ вполне может послужить основой для инновационного развития общего и высшего образования. «Те программы, которые вы изучаете, те разработки, в которых вы принимаете участие, - это эталонные программы для других педагогических учебных заведений», - подчеркнул Д. Медведев во время своего визита в МПГУ 30 марта 2007 г. по итогам конкурса инновационных вузов.
МПГУ сегодня - это крупнейший учебно-научно-культурный комплекс, обладающий мощнейшим потенциалом для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для российской и зарубежной систем образования и других отраслей. В условиях реформирования всей социальной сферы общественного строя России университет продолжает наращивать темпы своего развития и стабилизировать свои позиции ведущего педагогического вуза страны, лидера в современной отечественной системе педагогического образования. Представительство вуза в государственных и общественных организациях, научно-педагогических сообществах свидетельствует о реальном участии и значительном вкладе университета в процесс разработки принципов современной государственной политики в сфере образования и решения ключевых проблем системы образования России, уникальной отрасли, не имеющей аналогов в мире.
2 февраля 2009 г. Указом Президента РФ Д.А. Медведева при поддержке Председателя Правительства РФ В.В. Путина в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации МПГУ включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Это поистине беспрецедентное событие в новейшей истории университета придаст новый импульс развитию научного, культурного и образовательного потенциала университета.
В настоящее время в структуре МПГУ:
- 26 зданий в 5 округах г. Москвы;
- 6 филиалов в городах: Брянск, Краснодар, Новосибирск, Ульяновск, Снежинск, Челябинск;
- 18 факультетов;
- 106 кафедр;
- аспирантура и докторантура по 17 отраслям наук и 62 научным специальностям;
- межфакультетская творческая лаборатория;
- подготовительные курсы;
- факультет дополнительного педагогического образования;
- Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов (в составе которого):
Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
Факультет переподготовки специалистов по дефектологии;
Факультет профессиональной переподготовки;
Факультет переподготовки специалистов по практической психологии
- 14 учебно-научных центров;
- научно-исследовательская лаборатория «Психология способностей»;
- Центр информационных педагогических технологий;
- Информационно-аналитический центр по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности;
- НИИ комплексных проблем непрерывного педагогического образования;
- НИИ дидактики высшего образования;
- 6 общежитий;
- 4 агробиологические станции в Московской и Калужской областях;
- Около 30 000 обучающихся;
- более 50 научных школ;
- 32 докторских совета по 68 научным специальностям;
- Издательство «Прометей»;
- Типография;
- Подготовлено свыше четверти миллиона педагогов и специалистов, 30 тысяч научно-педагогических кадров высшей квалификации для образовательных, научных и культурных учреждений России и более чем 100 стран мира;
- В МПГУ учились представители около 70 педагогических династий из всех округов г. Москвы; общий педагогический стаж представителей некоторых династий составляет от 100 до 500 лет.
На всех этапах своего существования МВЖК - 2-й МГУ - МГПИ им. В.И. Ленина - МПГУ реализовывал стратегию университетской подготовки педагогов и других специалистов, в основе которой лежит принцип фундаментальности образования, обеспеченный интеграцией научной деятельности, учебно-воспитательного процесса и реальной практики образования, экономики, социальной сферы, культуры.
Магистральный путь реформирования современной системы отечественного образования пролегает через разработку новой концепции содержания образования. Над этой задачей трудятся и ученые педагогического университета. Для развития научных исследований и проектных разработок в этой области в структуре МПГУ создан НИИ дидактики и психологии высшей школы. Создание подобного НИИ - событие особого порядка, т.к. впервые за всю историю МПГУ в его структуре появилось крупное, самостоятельное научно-исследовательское подразделение для разработки теоретических и прикладных проблем дидактики и психологии высшего образования. Тем самым сделан новый шаг по пути превращения МПГУ в общегосударственный центр психолого-педагогических, методических и методологических исследований развития высшей школы, российского образования в целом.
Научно-педагогический потенциал университета позволяет вести подготовку кадров по самому широкому спектру специальностей и направлений. В соответствии с лицензией образовательная деятельность в университете ведется по 156 образовательным программам высшего, послевузовского и дополнительного образования по шести профилям: Естественные науки и математика, Гуманитарные и социальные науки, Образование и педагогика, Культура и искусство, Экономика и управление, Информатика и вычислительная техника.
Университет стоял у истоков многоуровневого образования в России, одним из первых открыв в 1992 г. экспериментальную подготовку бакалавров и магистров образования.
В числе первых вузов страны МПГУ начал осуществлять элитную подготовку магистров, что позволило значительно углубить научно-исследовательскую и научно-педагогическую составляющие учебного процесса, решать проблему подготовки кадров для профильного обучения и высшей школы. В университете сегодня реализуется 19 авторских магистерских программ по различным направлениям.
Развитие научных школ университета, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала создало предпосылки для ведения подготовки студентов по образовательным программам непедагогического профиля: 19 специальностям и 7 направлениям подготовки бакалавров и магистров.
В числе первых 10 технических и классических университетов МПГУ включился в эксперимент по подготовке кадров по специальности Информационные технологии в образовании.
С благословения Почетного профессора МПГУ, Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на ряде факультетов и в аспирантуре открыта новая дополнительная образовательная программа - изучение русской православной культуры. Учебные курсы, посвященные русской православной культуре, опираются на глубокие православные традиции университета, представители которого всегда уделяли большое внимание проблемам духовности и культуры. Университету представляется крайне важным возврат к традициям и обращение к духовно-ценностным приоритетам русского православия.
МПГУ сегодня - крупный научный, образовательный и культурный центр федерального и международного значения. Сложившаяся система организации научно-исследовательской деятельности характеризует университет как крупный учебно-научный комплекс. На протяжении всей своей истории МПГУ славился своими преподавателями, среди которых было немало известных ученых, организовавших свои научные школы и воспитавших не одно поколение учеников. Несмотря на непростые условия, МПГУ удалось сохранить и продолжать развивать свои научные школы, многие из которых отметили 50-летие. В МПГУ зарегистрировано более 50 научных школ, основоположниками и продолжателями которых являются ведущие ученые вуза. В МПГУ сложился квалифицированный научно-педагогический коллектив, объединяющий преподавателей с богатым практическим, научно-исследовательским и консультационным опытом работы в своих областях. В настоящее время свои знания и опыт передают новым поколениям педагогов более 3000 человек. Среди сотрудников университета - академики и члены - корреспонденты РАН и РАО, лауреаты Государственных премий, премий Президента РФ и Правительства РФ, заслуженные деятели науки РФ, заслуженные работники высшей школы РФ, заслуженные работники культуры РФ, заслуженные деятели науки и техники РФ, заслуженные и народные артисты РФ. В МПГУ ВАК утверждены и принимают к защите диссертации 32 докторских совета по 70 научным специальностям, в которых ежегодно защищают диссертации около 500 соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук.
В 2004 г. университет стал первым и единственным педагогическим вузом России, аккредитованным как научная организация наряду с такими вузами, как МЭИ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ученые университета активно участвуют в разработке научных проблем по приоритетным для развития российской науки направлениям в тесном сотрудничестве с учреждениями РАН и отраслевыми научно-исследовательскими институтами. Такое взаимодействие осуществляется с 50 институтами и учреждениями РАН, РАМН и РАСХН и 16 институтами и учреждениями РАО. Активно функционируют структуры послевузовского и дополнительного образования, довузовской подготовки. Еще в 1968 г. в числе 50 институтов МГПИ, единственный среди них педагогический, был отнесен к категории вузов, выполняющих важнейшие научно-исследовательские работы в СССР.
В целях реализации концепции непрерывного образования, обеспечения интеграции науки и учебно-воспитательного процесса при университете аккредитованы 24 образовательных учреждения общего среднего образования, осуществляются программы сотрудничества с 14 учреждениями среднего профессионального педагогического образования.
Факультеты МПГУ сотрудничают с 400 образовательными учреждениями Москвы, на базе которых профессорско-преподавательским составом проводится учебная, методическая, воспитательная, профориентационная, научно-исследовательская и экспериментальная работа. Приоритетным направлением в этом виде деятельности МПГУ является работа со школами, которые после нескольких лет плодотворного сотрудничества получают аккредитацию при МПГУ.
Об элитном уровне профессиональной подготовки в университете свидетельствуют достижения его выпускников, которые в течение последних 10 лет неизменно становились победителями и призерами конкурса профессионального мастерства «Учитель года».
Интерес к вузу как крупнейшему научно-исследовательскому центру проявляют выдающиеся ученые современности. Университет посетил академик РАН Ю.В. Гуляев.
Ярким событием в жизни университета стала состоявшаяся 17 мая 2002 г. встреча студентов, преподавателей и членов Ученого совета университета с лауреатом Нобелевской премии, вице-президентом РАН Ж.И. Алферовым.
30 марта 2006 г. в Главном корпусе МПГУ состоялась встреча Вице-президента РАН, академика Н.П. Лаверова с представителями научно-педагогической общественности университета, авторами школьных и вузовских учебников - лауреатами премий Президента и Правительства Российской Федерации.
Подготовка научно-педагогических кадров в МПГУ началась с 1930 г. и ведется в настоящее время по 17 отраслям наук и 62 специальностям под руководством крупных ученых - докторов наук, профессоров, среди которых действительные члены и члены-корреспонденты РАН, РАО, заслуженные деятели науки, лауреаты государственных премий. Ежегодно подготовку к научно-педагогической деятельности в МПГУ проходят более 1800 человек. Достижения ученых университета вносят существенный вклад в современную науку, теорию и практику, поднимают престиж отечественных научных школ.
В области академической политики МПГУ сохраняет свои позиции лидера педагогического образования, авторитет которого неизменно привлекает молодежь. В последние годы происходит постоянный рост популярности университета и престижа учебы в нем. В условиях достаточно острой конкуренции между высшими педагогическими учебными заведениями Москвы в университете сохраняется тенденция увеличения числа абитуриентов, желающих получить профессию педагога. Несмотря на то, что в Москве работает несколько городских педагогических вузов, конкурс абитуриентов в наш всероссийский педагогический университет составляет в среднем 3-4 человека на место, а на ряде факультетов - 15-22 человека. Почти каждый четвертый поступивший в МПГУ имеет медаль или аттестат с отличием.
Ежегодно вуз выпускает около 3000 специалистов с высшим образованием, 30% из которых получают диплом с отличием. Формированием учительского корпуса МПГУ оказывает свое воздействие на состояние образовательной системы страны, играя важную роль в направлении выпускников педвуза не только в столицу, но и в регионы как проводников новых педагогических и методических идей. Это требует постоянного поиска новых форм организации и содержания учебного процесса, периодического уточнения профиля выпускаемых специалистов, разработки индивидуальных учебных планов по специальностям, которые, с одной стороны соответствовали бы государственному стандарту в области педагогического образования, а с другой, используя интеллектуальный и научно-педагогический потенциал профессоров и преподавателей головного педвуза страны, создавали бы условия для более глубокой педагогической, специальной и гуманитарной подготовки специалистов столичного вуза.
В 1992 г. решением Ученого Совета университета было учреждено звание «Почетный профессор МПГУ». Первыми этого звания удостоились доктор филологических наук, профессор Н.П. Михальская и профессор Е.А. Щегольков. В последующие годы этого звания были удостоены уважаемые профессора, много лет проработавшие в университете и подготовившие целую плеяду талантливых учеников. Почетными профессорами были избраны научные, общественные и политические деятели, оказавшие большую поддержку университету: Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II; лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН Ж.И. Алферов; губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев; протоиерей отец Георгий (Студенов); ректор Кёльнского университета Тассило Кюппер; профессор Кельнского университета Вольф Дейер Шмидт; ректор Юго-Западного университета им. Н. Рыльски в Благоевграде Чимев Кирилл и др.
Диплом МПГУ ценится не только в России, но и за рубежом, что привлекает в вуз молодежь других стран. Приоритетными направлениями в международной деятельности МПГУ является обучение иностранных граждан и международное научное сотрудничество. Университет известен и занимает достойное место в мировой образовательной системе. Подтверждение этого - целый ряд договоров о сотрудничестве, которые университет заключил с зарубежными вузами Германии, Франции, Чехии, Японии, Бельгии, Болгарии, Польши, КНР, США, Молдовы, Великобритании. За период с 1950 по 2006 гг. университет подготовил свыше 22 тысяч специалистов с высшим образованием, кандидатов и докторов наук для более чем 100 стран мира всех континентов.
МПГУ всегда был и остается вузом, в котором реализуются смелые научные идеи, отрабатываются современные подходы к структуре и содержанию образования. Ученые МПГУ стояли у истоков научного проектирования концепции обновления содержания общего среднего образования. Университет стал родоначальником эксперимента по единому экзамену в школе и вузе, засчитывая выпускной экзамен как вступительный ученикам аккредитованных школ. Центр тестирования, на базе которого проходил эксперимент, создавался и в течение 15 лет работал в МПГУ.
Признанием приоритетной роли МПГУ в объединении усилий педагогических вузов, колледжей и училищ в решении задачи обеспечения отечественной общеобразовательной и профессиональной педагогической школы высококвалифицированными специалистами стало создание на базе МПГУ Всероссийского Совета по педагогическому образованию, обширное поле деятельности которого заключается в решении ключевых вопросов педагогического образования, ведении работы по совершенствованию нормативно-правовой базы педагогического образования, решении проблем повышения качества подготовки педагогических кадров, оказании помощи в изучении и распространении достижений мировой и российской педагогической школы. Для решения глобальных задач в состав Совета вошли ректоры ведущих педагогических вузов, директора школ и педагогических колледжей, представители православной церкви, СМИ, ведущие ученые-педагоги, руководители Министерства образования РФ. Председателем Совета назначен ректор МПГУ В.Л. Матросов.
Говоря о роли педагогического университета в определении стратегии развития высшего педагогического образования, важно отметить, что в последние годы достигнуто значительное объединение интеллектуальных сил работающих на школу вузов в деле реформирования и совершенствования педагогического образования. Значительную роль в этом сыграла деятельность Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования, созданного на базе МПГУ и возглавляемого ректором МПГУ В.Л. Матросовым, которое решало вопросы разработки новых образовательно-профессиональных программ и учебных планов, совершенствования целого ряда основных вузовских и школьных курсов, внедрения нетрадиционных методов оценки уровня и качества подготовки студентов.
Министерство образования определило роль МПГУ как ведущего вуза, осуществляющего созидательную деятельность в важнейших государственных и общественных структурах. Опираясь на свой уникальный опыт, кадровый и научный потенциал, университет принимает активное участие в разработке и корректировке концептуальных государственных документов, определяющих основные пути развития российского образования. МПГУ одним из первых в системе высшего профессионального образования приступил к разработке отраслевых программ развития образования, две из которых утверждены Министерством образования РФ: Программа развития непрерывного педагогического образования до 2010 г. и Программа модернизации педагогического образования России. На базе вуза ежегодно работает авторитетная и представительная комиссия по присуждению премий Президента (до 2005 г.) и премий Правительства РФ в области образования.
На протяжении последних лет МПГУ занимает первое место в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ среди педагогических и лингвистических вузов. Многотысячный коллектив МПГУ гордится тем, что 1 сентября 2001г., первый День знаний нового века и тысячелетия, встречал вместе с Президентом РФ В.В. Путиным. Это - знаменательный факт. Он явился признанием заслуг университета перед Отечеством в деле народного образования, высокой оценкой той роли, какую играет МПГУ в развитии отечественной средней и высшей школы и тех потенциальных возможностей, которые университет может реализовать в будущем. Тот факт, что руководитель страны впервые посетил педагогический вуз и сделал это сразу после заседания Государственного совета, обсудившего концепцию современной образовательной политики России, показывает особое внимание, которое уделяется сегодня подготовке педагогических кадров. Визит Президента РФ в МПГУ пришелся на первый год нового тысячелетия, состоялся на рубеже двух эпох. И это символично. Ведь именно в начале XXI века внимание правительства страны и прогрессивного человечества со всей серьезностью и остротой обращено к важнейшим проблемам образования в целом и педагогического образования в частности, когда укрепление и дальнейшее развитие исторически сложившейся отрасли, формирующей основу кадрового потенциала страны, становится первостепенной задачей государственной важности. Поэтому визит В.В.Путина в университет рассматривается коллективом сотрудников как свидетельство государственной поддержки всей системы отечественного образования. «Именно здесь, - сказал Владимир Владимирович, выступая перед коллективом университета, - задается та высокая планка, которой придерживаются все остальные педагогические вузы страны».
За выдающийся вклад в подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, развитие научных исследований университет награжден двумя орденами - Орденом Ленина и Орденом Трудового красного знамени, грамотами Президиума Верховного Совета СССР; коллектив университета был отмечен благодарностями двух Президентов РФ - Б.Н. Ельцина и действующего Президента РФ В.В. Путина. Университет занял первое место и награжден премией Правительства Москвы за высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными учреждениями; Международный кинофорум «Золотой витязь» наградил МПГУ дипломом «Лучшее высшее учебное заведение России»; в 2005 г. университет получил диплом лауреата конкурса в номинации «100 лучших вузов России» от независимого общественного совета конкурса «Золотая медаль «Европейское качество»; ежегодно МПГУ награждается дипломом Международной выставки «Образование и карьера» за работу с молодежью и вклад в пропаганду образования.
Развитая научно-образовательная структура университета и его высокий кадровый потенциал позволили вести активную экспериментальную деятельность в сфере образования, направленную на определение путей развития системы общего среднего и профессионального педагогического образования.
Еще в середине 80-х годов вуз первым в стране провел эксперимент по организации годичной педагогической практики и продолжает работу по апробации наиболее эффективных форм педагогической практики на базе экспериментальных площадок в аккредитованных школах. МПГУ активно участвует в работе по созданию стандартов школьного образования, подготовке и экспертизе школьных учебников, в том числе для профильного обучения. Только за последние годы инновационная деятельность ученых отмечена 4 премиями Президента РФ в области образования и 11 премиями Правительства РФ в области образования.
Совместно с общеобразовательными учреждениями Москвы и других регионов проводится разработка программ подготовки педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов для решения задачи предшкольного образования. Созданы уникальные программы для преподавания на разных ступенях школы редких иностранных языков.
Университет является лидером системы педагогического образования и ведет целенаправленную работу по созданию государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям. В настоящее время вуз работает над проектами стандартов многоуровневого образования с учетом процессов реформирования образовательной системы страны и Болонских соглашений.
Исторический опыт МПГУ, его мощный научный и кадровый потенциал позволяют обеспечивать устойчивость и динамичное развитие университета, вести активную экспериментальную работу в сфере науки и образования, формулировать новые задачи на инновационных направлениях деятельности.
Подтверждением этому стала в 2007 г. победа МПГУ в конкурсе учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Инновационная образовательная программа МПГУ - «Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы».
Цель инновационной образовательной программы - подготовить высококвалифицированные педагогические кадры нового поколения, востребованные системой образования и мотивированные к профессиональной деятельности в условиях ее реформирования.
Высокий кадровый потенциал МПГУ, его признанные научные школы, фундаментальные и опытно-конструкторские разработки востребованы как социальной сферой, так и реальным сектором экономики. Так, благодаря закупке уникального технологического оборудования для Учебно-научного радиофизического центра факультета физики и информационных технологий, МПГУ стал единственным педагогическим вузом, который имеет полностью замкнутый технологический цикл разработки и изготовления наноструктур. Результаты научных исследований, технические разработки внедряются в образовательный процесс, на их основе совершенствуются программы для вуза и школы.
Совместными усилиями ученых университета и фундаментальных научных и образовательных организаций страны разрабатываются и реализуются программы опережающего кадрового обеспечения поцессов технологического перевооружения различных сфер производства и инновационного развития социальной сферы. В университете созданы инновационные ресурсные центры, что позволяет качественно изменить технологии учебного процесса и воспитательных мероприятий, а также активно проводить научные конференции и обучающие семинары в сетевом режиме.
Реализация инновационной образовательной программы стимулировала структурные изменения в вузе. Например, начала работу учебно-научная лаборатория «Технологии открытого образования и тьюторского сопровождения» при НИИ дидактики высшего образования, работает Учебно-научный центр цифровых образовательных ресурсов и информационных технологий, сформирована база для открытия отдела мониторинга качества образования, отдела оперативной полиграфии.
В ближайшее время в университете планируется формирование инновационных структур «школа - вуз - реальный сектор экономики - система - система образования». Знаньевая, науко- и технологическиемкая экономика, общество в целом не могут развиваться без внедрения современной инновационной модели образования и, прежде всего, подготовки нового поколения учителей.
МПГУ располагает значительным ресурсным потенциалом, открыт для совместной реализации федеральных и региональных образовательных и социально-экономических программ.
Инновации делают МПГУ по-настоящему современным и востребованным.
Во время своего визита первый вице-премьер Правительства РФ Д.А. Медведев отметил, что богатейший опыт МПГУ вполне может послужить основой для инновационного развития общего и высшего образования. «Те программы, которые вы изучаете, те разработки, в которых вы принимаете участие, - это эталонные программы для других педагогических учебных заведений», - подчеркнул Д. Медведев во время своего визита в МПГУ 30 марта 2007 г. по итогам конкурса инновационных вузов.
МПГУ сегодня - это крупнейший учебно-научно-культурный комплекс, обладающий мощнейшим потенциалом для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для российской и зарубежной систем образования и других отраслей. В условиях реформирования всей социальной сферы общественного строя России университет продолжает наращивать темпы своего развития и стабилизировать свои позиции ведущего педагогического вуза страны, лидера в современной отечественной системе педагогического образования. Представительство вуза в государственных и общественных организациях, научно-педагогических сообществах свидетельствует о реальном участии и значительном вкладе университета в процесс разработки принципов современной государственной политики в сфере образования и решения ключевых проблем системы образования России, уникальной отрасли, не имеющей аналогов в мире.
2 февраля 2009 г. Указом Президента РФ Д.А. Медведева при поддержке Председателя Правительства РФ В.В. Путина в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации МПГУ включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Это поистине беспрецедентное событие в новейшей истории университета придаст новый импульс развитию научного, культурного и образовательного потенциала университета.